Накануне Нижнетагильская епархия РПЦ разразилась длинным, прочувствованным официальным комментарием по, видимо, насущному для верующих вопросу - о претензиях юридического характера к добровольным реставраторам храма в деревне Быньги, передает корреспондент Накануне.RU.
Напомним, инициативной реставрацией как церкви в Быньгах, так и икон занимается ныне "мэр на доверии", а еще недавно главный наркоборец всех времен, в прошлом депутат Госдумы (коллега по деятельности г-на Володина) , собиратель икон, периодически посещающий екатеринбургскую синагогу, Евгений Ройзман. Именно по вопросам икон, несертифицированной реставрации и иным деталям околоцерковной деятельности у правоохранителей продолжают копиться вопросы. На днях стало известно, например, что эксперты ставят вопросы о причинении храму (является охраняемым государством памятником) ущерба чуть не на 31 млн рублей. А реконструкционные работы, которые проводили Ройзман и Ко, вообще более подходят под термин "разрушение".
Все эти нелицеприятные новости, естественно, так или иначе задевают местного батюшку, который весьма дружен с Ройзманом. Не на почве единой веры во Христа, а, видимо, на почве тех самых реконструкционных работ.
Раз батюшка трудится на территории Нижнетагильской епархии, то, надо полагать, епископ решил вразумить дотошных правоохранителей и даже само нерадивое государство, зажимающее деньги на охрану памятника, опережающим способом.
Отсюда и родился весьма подробный комментарий о ситуации.
Документ очень любопытный, придется на нем остановиться поподробней.
Во первых строках делается акцент на исторической значимости сооружения: "Приход храма во имя Святителя Николая в селе Быньги был основан в 1797 году... В 1994 году приход был зарегистрирован в качестве юридического лица (со своим ОГРН и юридическим адресом, совпадающим с адресом здания храма). Согласно Указу президента России за № 176 от 20.02.1995 года комплекс культовых сооружений в Быньгах (сам храм, ограда и ворота) был признан памятником архитектуры федерального значения (код памятника 6610072002). На сегодняшний день храм Святителя Николая является единственным памятником архитектуры федерального значения на территории Нижнетагильской епархии".
Одним словом, и служители церкви, и госорганы едины - храм в Быньгах во многом уникален и достоин того, чтоб реставрация и его охрана велись на самом ответственном уровне.
Далее Нижнетагильская епархия (епископ Нижнетагильский и Серовский Иннокентий - в миру Яковлев Яков Яковлевич, кстати, сам по образованию - профессиональный художник и даже реставратор) делает обиженные замечания, в том духе, что государство храм памятником признало, но денег на его содержание не дает и охранный договор, "в котором регламентируются обязательства сторон и те виды работ по текущему содержанию храма, которые необходимо согласовывать с органами охраны", не заключает. Мол, с 2000 года времени было достаточно, но государство само виновато, что никаких документов не инициировало. Кто бы спорил. Государство всегда виновато. Даже в таком частном вопросе, как деятельность отдельно взятой деревенской церкви, признанной памятником.
Следующим абзацем деятели церкви из Нижнетагильской епархии переходят к жалобе на то, что госбюджет денег не дает : "За время существования общины (с 1994 г.) средств из федерального бюджета на поддержание внешнего и внутреннего вида Никольского храма в надлежащем состоянии не выделялось. Более того, Екатеринбургская епархия в 2001 году обращалась в Министерство культуры РФ с заявкой о выделении средств на реставрацию храма по федеральной целевой программе «Культура России», о чем имеются соответствующие документы. Однако, средства выделены не были, в результате чего община и настоятель вынужденно использовали свои силы и средства для текущего ремонта храма"...
Итак, государство денег не давало (как, впрочем, и многим-многим и многим иным памятникам архитектуры в России) и церковники их стали активно искать сами: "В октябре 2004 года Управляющий письменно обратился к депутату Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.В. Ройзману с просьбой об оказании содействия в проведении работ по храму в Быньгах".
И исторически образованный госдеп, естественно, бросил все силы на помощь. Хоть и не христианин, но поступок безуловно христианский: "В частности, при его участии силами реставрационного отделения художественного училища им. Шадра (Екатеринбург) были приведены в порядок иконостасы северного и южного приделов храма, а также начаты работы по центральному иконостасу". Всю деятельность отзывчивого к бедам хритианских священников и особенно к невьянским иконам, хиреющим без реставрации, граждански активного Ройзмана, служители культа из Нижнетагильской епархии оценивают однозначно позитивно:"Работы эти можно оценить только положительно, о чем есть свидетельства московских экспертов-реставраторов". Правда, каких именно реставраторов и какие именно оценки - в этот вопрос не углубляются.
И, наконец, в завершении опуса, посвященного воспеванию достоинств активного гражданина Ройзмана, его "воспитанников", радеющего о церковном благе отца Виктора, не радеющего о благе своих же памятников государства, к тому же скупого на помощь в делах церковных, служители культа проявляют весьма хорошую осведомленность в делах мирских и даже политических.
"В 2013 году, в канун предвыборной кампании в Екатеринбурге, к храму был неожиданно проявлен интерес органов прокурорского надзора – были начаты проверки, завершившиеся возбуждением уголовного дела по фату причинения ущерба памятнику архитектуры. Особое внимание указанных органов вызвала текущая реставрация икон центрального иконостаса храма в училище им. Шадра. Последняя партия икон (26 наименований) была передана туда весной 2013 года ввиду аварийного состояния иконостаса", - констатирует релиз Нижнетагильской епархии.
И вот этот внезапный и, как следует из церковного релиза политически ангажированный интерес правоохранителей, нижнетагильские служители культа категорически не разделяют. Они уверены: " Нижнетагильская епархия не сомневается в том, что иконы, переданные на реставрацию в училище, будут качественно отреставрированы и возвращены". И развивают свою мысль, уже переходя в юридическое наступление:" Что же касается самого памятника архитектуры, то епархия хотела бы и рассчитывает заключить все же охранный договор с каким-либо существующим на сегодняшнее время реставрационным органом, который бы на профессиональном уровне сотрудничал с общиной в деле приведения в надлежащий вид интерьера и экстерьера храма".
Технические характеристики желаемого куратора прилагаются: " Хотелось бы иметь отдельного куратора, обладающего высоким уровнем знаний архитектора-реставратора и постоянно контролирующего работы, как это принято в европейской части России, насыщенной уникальными памятниками зодчества".
И в завершении совсем уж ударным аккродом переход к возмущению от имени простых верующих: " Руководство епархии, простые верующие люди удивлены, озадачены и возмущены сложившейся ситуацией, в частности, фактом якобы нанесенного храму ущерба в 31 млн. рублей".
Справедливости ради, заметим, что все-таки служители РПЦ со времен 90-х, когда ни один почти новый храм в Екатеринбурге и области не строился без "святых" пожертвований либо лихих ребят, носивших малиновые пиджаки", либо бывших коллег того же Ройзмана, которые, правда, предпочитали спортивные костюмы и действительно были крещены в православной вере, сильно поумнели и юридически подковались.
Наверное, поэтому в конце эмоционального пресс-релиза все-таки есть следующее: " Епархия готова признать, что не все работы в храме выполнялись квалифицированно, с доскональными соблюдением методи". Но, дабы не породить мысли у людей в погонах о том, что христианское смирение будет слишком глубоким, завершение таково: " С точки зрения общественного мнения безнравственно и недопустимо делать виноватыми тех, кто все свои усилия прилагал к тому, чтобы сохранять и восстанавливать Дом Божий, родную святыню. Вместо поиска виноватых было бы разумным объединить усилия по сохранению архитектурного памятника федерального значения, которых на территории региона не так уж и много".
Прозрачный такой призыв. Тут и намек о возможном единоверии, и аппелляция к общественному мнению, и вообще призыв - чего тут виноватых искать? Все ж на поверхности - виноватых никаких искать не надо (даже если с иконами вдруг что не так окажется - они ж теперь гораздо новее, чем прежде смотрятся) , а наоборот - надо выделить средства (желательно из казны) и всем объединиться.
Реакции правоохранительных органов на момент выхода материала не последовало.