Основной вопрос, волнующий общественность после опубликования открытого письма отца Виктора Зырянова, настоятеля храма в селе Быньги – является ли все-таки Свято-Никольский храм памятником культуры федерального значения или нет? И если нет, то из-за чего весь сыр-бор? Силовики продолжают хранить молчание и подозрительно спокойны, в то время, как общественники, подхватив мысль священнослужителя, трубят – "это не памятник", "реставрация законна". Однако, как стало известно Накануне.RU, памятник все же числится в списке федеральных объектов. Отметим, что к реставрации, по данным следователей, причастен "мэр на доверии" Евгений Ройзман и реабилитанты фонда "Город без наркотиков".
Напомним, в своем открытом письме отец Виктор заявляет, что храм "памятником федерального значения" не является. "Никаких документов не было подписано. Никто, ни министерство культуры, ни управление госимущества с заявлением в Епархиальное управление не выходили. Ибо такие документы составляются не с приходским священником, а с епархиальным руководством, чего сделано не было", - говорится в открытом письме священнослужителя.
Общественники, радостно подхватившие мысль отца Виктора, "понесли ее в народ", мол, действительно так - нет этого храма в списке объектов памятников федерального значения: в качестве доказательства идет ссылка на сайт Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры, где этого объекта в списке действительно нет. В чем же все-таки подвох?
Реакции правоохранительных органов как на выход открытого письма, так и на "размышления" общественников не последовало, более того, силовики подозрительно спокойны, от комментариев отказываются и отмечают лишь, что в настоящее время расследование уголовного дела, возбужденного по факту повреждения памятника культурного наследия по ст. 243 УК РФ, продолжается. Ход расследования, как и все, что с ним связано, держится правоохранительными органами "в секрете" "в интересах следствия".
Однако, как стало известно Накануне.RU из своих источников, в "непонятной ситуации" оказались "виноваты" администраторы сайта Агентства, которые просто не успевают обновить список всех многочисленных памятников. Поэтому, сайт в будущем – вещь перспективная, однако в настоящее время – всего лишь выборка из многочисленного культурного наследия. "Админы стараются, да, постоянно что-то новое добавляется, но обновляться и добавляться оно будет еще очень долго. Президент в список включил, никто его (храм, - прим. Накануне.RU) не исключал, о чем речь тогда?" - отмечает собеседник Накануне.RU, знакомый с ситуацией в Агентстве.
Стоит отметить, что на официальном сайте Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры в перечне объектов храма действительно нет. В филиале Агентства по УрФО уточнить эту информацию затруднились, однако, согласно информации на официальном сайте МУГИСО Свердловской области, уточнить перечень объектов культурного наследия можно в Научно-производственном центре по охране и использованию памятников истории и культуры Свердловской области. Где, в конце концов, Свято-Никольский храм и был найден в перечне объектов культурного наследия, с примечанием "федерального значения".
В опубликованном на минувшей неделе комментарии Нижнетагильской епархии утверждается: "Приход храма во имя Святителя Николая в селе Быньги был основан в 1797 году... В 1994 году приход был зарегистрирован в качестве юридического лица (со своим ОГРН и юридическим адресом, совпадающим с адресом здания храма). Согласно Указу президента России за № 176 от 20.02.1995 года комплекс культовых сооружений в Быньгах (сам храм, ограда и ворота) был признан памятником архитектуры федерального значения (код памятника 6610072002). На сегодняшний день храм Святителя Николая является единственным памятником архитектуры федерального значения на территории Нижнетагильской епархии". Вместе с тем, в епархии упирают на то, что со дня передачи архитектурного комплекса в Быньгах в оперативное управление филиала Агентства (2000 г.) никакого досмотра с его стороны или требований заключить охранный договор не было, не был составлен и акт передачи. Однако, как видим, федеральный статус объекта это не отменяет, и аргументы в духе "а мы не знали" в данном случае выглядят странно.
Напомним, уголовное дело по статье "Уничтожение или повреждение памятников истории и культуры" было возбуждено в середине августа. Во время обысков, проводимых в реставрационной мастерской в училище имени Шадра, были обнаружены иконы из церкви села Быньги. Они не имели никаких документов и реставрационных паспортов. Кроме того, работы в храме проводились без согласования, оформления документов и специальных разрешений, несмотря на то, что храм является культурным наследием. Решение о проведении ремонта было принято настоятелем церкви самостоятельно. Помощью мастерской художественного училища имени Шадра в реставрации икон Быньговской церкви на волонтерской основе занимается "мэр на доверии" Евгений Ройзман. При "реставрации" храма пропали старинные иконы, каждая из которых стоит несколько миллионов. На оставшихся видны следы "реставрации" - "подмалевки". Помимо икон, пропал позолоченный иконостас и храмовая люстра Каслинского литья. "Реставрационные работы" осуществлялись гражданами, находящимися на так называемой реабилитации в центре фонда "Город без наркотиков", которые, по данным следствия, уничтожили фрески на стенах храма, срезали старинные орнаменты, заменили старинные окна на пластиковые.