Начавшаяся 20 февраля всероссийская забастовка дальнобойщиков продолжается в 43 регионах России. Сотни водителей поставили машины на прикол, пытаясь добиться отмены системы взимания платы за проезд по федеральным трассам "Платон". В основном стачку поддержали небольшие транспортные компании и индивидуальные предприниматели, которые сами работают на фурах, но увеличить размах забастовки организаторы надеются после создания новой профсоюзной организации, передает корреспондент Накануне.RU.
Всероссийская забастовка проходит под кураторством новых лидеров. Протесты начинались при поддержке ассоциации "Дальнобойщик" во главе с Валерием Войтко и профсоюза водителей-профессионалов, где председательствует Александр Котов. Теперь протест возглавила Конфедерация труда России, объединяющая независимые профсоюзы. Со старыми лидерами дальнобойщикам оказалось не по пути. Ни один из них не захотел продолжать протесты после первых акций, с точки зрения водителей, весьма удачных (после них снизили суммы штрафа и дали отсрочку по их уплате). Кроме того, Валерий Войтко начал призывать водителей большегрузов к созданию собственной партии и участию в выборах 2016 г., дальнобоям альтернатива в виде всероссийской забастовки, предложенная химкинским лагерем, оказалась ближе.
Именно Химки стали координационным центром новых протестов, а лидеры лагеря – водители Андрей Бажутин и Сергей Владимиров – главными претендентами на пост лидера нового профсоюза. Первую конференцию пока еще не оформившаяся организация провела в Москве за несколько дней до забастовки. Не позднее середины апреля дальнобойщики намерены провести полноценный съезд и зарегистрировать профсоюз.
Сейчас в Химки стекается вся информация о забастовках водителей в российских регионах. Как рассказала Накануне.RU пресс-секретарь лагеря дальнобойщиков Таисия Никитенко, во всех 43 регионах забастовка продолжается.
"В некоторых городах разбивали такой же протестный лагерь, как у нас, чтобы продемонстрировать свою солидарность. Были задержания в Питере и Вологде, но всех отпустили, все хорошо. Мы не собирали данные о количестве участников забастовки. Через пару дней о том, много ли водителей бастуют, можно будет судить по состоянию продуктовых магазинов", - сказала Никитенко, добавив, что забастовку, в основном, поддержали мелкие перевозчики.
"У нас была информация, что несколько крупных компаний хотят участвовать в этой акции. Поддержат забастовку они через отправление кого-то в отпуск и на больничный", - отметила Никитенко, отказавшись раскрывать названия компаний.
Протестный лагерь в Химках будет стоять до апреля, такие же лагеря разбили в Санкт-Петербурге и Вологде. "Гаражный" характер забастовки – водителей не просили устраивать митингов и акций, только поставить машины на прикол – сделал нынешнюю стачку менее резонансной, но зато удалось избежать конфликтов с силовиками. Но в ряде регионов большегрузы тоже решили бастовать публично: вдоль трасс машины выстроились в Нижнем Новгороде, Хакасии, Оренбурге, Тюмени.
В Тюмени у трассы продолжают забастовку водители порядка 30 машин, говорит председатель регионального профсоюза дальнобойщиков Сергей Мишарин, некоторые водители поддержали акцию, но оставили машины дома.
"Это, в основном, собственники машин и предприниматели, у которых 2-3 машины. Крупные компании, такие как "Магнит", нас не поддерживают. Сами водители готовы встать в строй, но у них есть указка нас не поддерживать", - рассказал он Накануне.RU.
Областной профсоюзный лидер отмечает, что основная цель забастовки – заставить членов Правительства провести переговоры с профессиональным сообществом о дальнейшей работе "Платона".
"Они этого не делают и не хотят делать. Если Правительство будет настаивать на том, чтобы "Платон" продолжал работу, вместе с ним введут дополнительные поборы (хотя президент просил отменить транспортный налог, этого не сделали), потребуют установить новые тахографы, одобрят закон о ежедневном техосмотре машин и медицинском осмотре водителей – боюсь предположить, какой силы настанет социальный взрыв. Он может быть разным, я не говорю про баррикады и поджоги покрышек. Но меры и действия будут разработаны более жесткие, сейчас мы играем в толерантность", - говорит Мишарин.
Ритейл и крупные грузовые компании с большим парком машин зарегистрировались в системе первыми. И первыми же они почувствовали на себе эффект "Платона". Гендиректор компании "Danone Россия" Бернар Дюкро признался журналистам, что буквально за одну ночь стоимость ряда маршрутов компании выросла на 25%, на южном направлении рост составил 80–100%. Вопреки расчетам ученых, Дюкро заявил, что цена одной бутылки молока может вырасти на несколько процентов.
Несмотря на это, бастует, в основном, малый и средний бизнес, потому продуктовые полки магазинов пополняются стабильно. Глава Союза перевозчиков Оренбуржья Алексей Губанцов отметил, что некоторые сети в регионе, зная о двухнедельной забастовке, закупались продуктами впрок. В Оренбургской области не работают порядка 300 машин, акцию поддержали даже крупные по меркам области предприятия, в парке которых находится по два десятка большегрузов.
"В области не работает порядка 60% машин, когда стоит такое количество машин, проблемы с доставкой должны быть. Клиенты просят машину, нам звонят диспетчеры, но мы всем отказываем. Часть диспетчеров тоже поддержали протест. Будем бороться дальше и после 1 марта, водители готовы отказаться от работы", - рассказал Накануне.RU Губанцов.
Напомним, что Правительство написало отрицательный отзыв на проект об отмене транспортного налога, о чем говорил президент России Владимир Путин на пресс-конференции. Оператор "Платона" - "РТ-Инвест Транспортные Системы" (который получит солидную оплату за свою работу) объявил, что с середины апреля собственники фур смогут пользоваться постоплатой. Правительство соглашается отказаться от повышения тарифа до 3,06 руб. в марте, но отменять "Платон" не намерено.