РЖД изменили схему финансирования строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань и теперь рассчитывают получить на проект 400 млрд руб. из госбюджета. Общая стоимость проекта 1,288 трлн руб., сообщает РБК со ссылкой на презентацию "дочки" РЖД, компании "Скоростные магистрали".
ВСМ Москва — Казань протяженностью 770 км должна быть построена на условиях государственно-частного партнерства в форме концессии сроком на 40 лет. Концессионером выступает специальная проектная компания с участием РЖД, а конечным владельцем (концедентом) — государство в лице транспортного монополиста. Ориентировочный срок запуска магистрали — 2023 г.
В 2016 г., когда строительство ВСМ оценивалось в 1,115 трлн руб., схема финансирования выглядела следующим образом: 504 млрд руб. должны были предоставить китайские инвесторы, 50 млрд руб. — ФНБ, еще 140 млрд руб. компания собиралась привлечь через инфраструктурные облигации, 132 млрд руб. — коммерческие кредиты, 90 млрд руб. — средства негосударственных пенсионных фондов и 50 млрд руб. — госсредства "на условиях возврата". Еще 50 млрд руб. планировалось привлечь в акционерный капитал, из них 40 млрд от частных инвесторов и 10 млрд руб. от РФПИ.
Однако теперь РЖД вновь решили искать деньги на строительство магистрали в госбюджете. 400 млрд руб. госсредств, которые указаны в презентации, называются "капитальным грантом". Представитель РЖД заявил РБК, что под капитальным грантом подразумеваются прямые бюджетные субсидии, то есть невозвратные деньги.