Для расследования предполагаемой утечки прототипов заданий Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по профильной математике и химии необходимо создать специальную комиссию, которая должна определить виновных и устранить их от управления образованием. Об этом в своем обращении к депутатам Государственной думы написал доктор физико-математических наук, профессор из Петрозаводска Александр Иванов, передает корреспондент Накануне.RU.
31 мая около полуночи основатель портала для подготовки к экзаменам, учитель из Санкт-Петербурга Дмитрий Гущин выложил снимки с изображением предположительно задач профильного ЕГЭ по математике. В подлинности "слитых" в сеть заданий по профильной математике убедились сотни школьников со всей страны и эксперты, проверяющие "творческую часть" их работ, написал Александр Иванов в группе "За возрождение образования" в социальной сети "Вконтакте".
Но глава Рособрнадзора заверил, что реальных заданий в интернете не было.
"Мы очень серьезно относимся к любым сообщениям об утечках. Поэтому, получив эту информацию, специалисты Рособрнадзора и Федерального института педагогических измерений провели тщательную проверку. Мы взяли все задачи, которые были опубликованы в интернете, и сверили их с базой реальных заданий. Никаких утечек, как в 2013 г., когда в интернете появлялись оригинальные материалы, в этом году не было! Были лишь отдельные аналогичные задания. Таким образом, с полным основанием могу заявить, что это была провокация", - заявил "МК" Сергей Кравцов.
Александр Иванов обращает внимание на то, что Рособрнадзор не опровергает тот факт, что "аналогичные" задачи по профильной математике были доступны в сети до экзамена.
"Однако во многих случаях речь идет не об "отдельных задачах", а о почти всех заданиях (за исключением одного) "творческого блока" профильного ЕГЭ. Убедиться в этом можно простым сравнением задач из списка Гущина с соответствующими заданиями опубликованных вариантов прошедшего экзамена. Официально эти варианты "секретны", однако в сети они уже представлены в методических материалах для экспертов, проверявших ЕГЭ 2 июня. Кроме того, после подведения итогов экзамена каждому участнику в личном кабинете будут доступны сканы его собственных решений (это документы с официального сайта), по которым также можно восстановить тексты исходных заданий", - написал профессор.
Руководитель группы разработчиков заданий по математике Ященко, по его словам, стоит на тех же позициях.
"В отличие от олимпиадных, задания ЕГЭ - типовые, без изысков. А потому и найти им аналоги в демоверсиях или задачах прошлых лет несложно. Есть такие аналоги и к заданиям, выложенным в соцсетях Гущиным. Но я видел их и могу утверждать: ни одно из этих заданий не тождественно реальным! А частично угадать условия, учитывая объемы имеющихся в открытом доступе типовых материалов, несложно", - заявил директор центра педагогического мастерства и глава разработчиков заданий по математике Иван Ященко.
Математическое содержание попавших в сеть заданий совпадает с подлинными, отличаются разве что формулировки и цифры, полагает Александр Иванов.
"В опубликованных заданиях в концентрированном виде представлено содержание ключевых задач профильного ЕГЭ. Это не слив КИМов или ответов в буквальном смысле. В интернет попали главные секреты предстоящего экзамена, и более эффективного способа дискредитации ЕГЭ на сегодня не существует. Школьники приносили эти задания репетиторам, преподавателям подготовительных курсов, а те находили их интересными и разбирали со своими учениками", - считает Иванов.
Ситуация, которая предположительно повторилась спустя несколько дней и на ЕГЭ по химии, выявила системные проблемы в управлении образованием, которые, по мнению профессора, требуют пересмотра законодательства.
"Во-первых, у нас по факту отсутствуют органы, которые способны контролировать работу Рособрнадзора. В Рособрнадзоре за счет бюджета функционирует структура, прямой обязанностью которой является мониторинг интернета на предмет "утечек". Задания из списка Гущина свободно распространялись в социальных сетях. Их решали дети, но не замечало надзорное ведомство. По регламенту такие задания должны были быть немедленно заменены, но ничего этого сделано не было. Для расследования скандального ЧП необходимо создание специальной комиссии, которая должна определить виновных и устранить их от управления образованием.
А во-вторых (и это главное), составление заданий вступительных и выпускных экзаменов не может быть функцией надзорного органа. Содержание выпускных экзаменов относится к сфере деятельности министерства просвещения, вступительные экзамены должны быть в ведении министерства высшего образования, а надзорное ведомство должно лишь следить за объективностью их проведения. Назрела необходимость внесения соответствующих изменений в закон об образовании", - заключил профессор.
Отметим, что результаты ЕГЭ по профильной математике школьники должны узнать не позднее 18 июня. В "личном кабинете" на сайте, посвященном единому госэкзамену, появятся и скрины бланков для заданий с развернутым ответом, по которым можно будет восстановить сами задачи.
"Но Рособрнадзор и тогда будет все отрицать, - уверен учитель из Санкт-Петербурга Дмитрий Гущин. - Их опровержения, требования тишины, замалчивания их грехов и угрозы нацелены не на совершенствование работы государственной организации. Они не видят себя органом защиты, законности и справедливости для тысяч детей, их родителей, учителей. Все эти опровержения - они для министров, депутатов, сенаторов, для Администрации президента. Для тех, кто принимает решения... А народ потерпит. Невелика важность", - написал Гущин на своей странице "Вконтакте".