В предложениях в программу развития Северного морского пути эксперты аналитического центра РАНХиГС указали на возможность создания траст-фонда. Наполнять его предлагается средствами от аукционов на недра, отчислениями от прибыли компаний, а также перераспределением высоких в северных регионах сборов НДС, пишет "Коммерсант".
Сейчас они полностью поступают в федеральный бюджет — но часть средств через фонд могла бы пойти на поддержку малого бизнеса, полагают аналитики. Аналогичную модель финансирования развития Дальнего Востока предлагало Минвостокразвития (речь тогда шла о том, чтобы оставлять в макрорегионе часть прироста сборов федеральных налогов, кроме НДС) — однако идея, хотя и была подкреплена поручением президента, до сих пор не реализована.
Также эксперты РАНХиГС отмечают, что Севморпуть "не превратится в ключевую транзитную магистраль глобального масштаба" из-за эксплуатационных расходов и конкуренции с мировыми портами. Так, по Суэцкому каналу в 2012 г. перевезли почти 740 млн тонн грузов — на порядок больше, чем можно ожидать от СМП даже через 20 лет. Но в перспективе РФ может превратить морские транспортные услуги в статью дохода.
Как сообщало Накануне.RU, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрий Кобылкин заявлял, что в перспективе СМП может стать альтернативой Босфору.
Модель развития Северного морского пути Минвостокразвития представит через месяц, ее обсудят в сентябре на Восточном экономическом форуме.