Министр по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков сообщил что для обеспечения грузопотока в 200 млн тонн до 2030 года по Северному морскому пути необходимо построить еще шесть ледоколов, передает корреспондент Накануне.RU.
Заявление прозвучало на заседании совета по вопросам развития Дальнего Востока, Арктики и Антарктики при Совете Федерации "Стратегические подходы к развитию Северного морского пути" (СМП). Говоря о значении СМП для РФ Чекунков отметил, что Севморпуть обслуживает "огромную экономику российской Арктики": накопленные экономические проекты, составляющие до 20% российского экспорта, до 10% - ВВП РФ.
"От СМП зависит реализация новых инвестпроектов, благодаря которым грузооборот, согласно поручению президента, должен вырасти до 80 млн тонн в год к 2024 г. И стоимость этих дорогих экспортных товаров превысит 50 $млрд", - сообщил Чекунков.
По словам министра, 85% от поставленной президентом РФ задачи по грузообороту в 80 млн тонн до 2024 года по Северному морскому пути зависят от реализации инвестиционных проектов четырех ключевых компаний - "Газпром нефти", "Новатэка", "Роснефти" и "Северной звезды".
При выполнении этими компаниями всех планов, а также при наращивании транзитного потока в рамках объявленных партнерством Росатома и компанией DP World, грузооборот по СМП может превысить 200 млн т уже до 2030 г.
Чекунков подчеркнул, что для достижения реальной конкурентоспособности СМП, чтобы он был быстрым, надежным, предсказуемым и выгодным нужно завершить масштабную программу по развитию Севморпути. В нее входит строительство новых ледоколов, морских терминалов, обеспечение спутниковой связью, интернетом, развертывание новых метеорологических мощностей, создание системы спасения и строительство адаптированного к ледовым условиям флота.
"Для того, чтобы до 2030 года обеспечить грузопоток в 200 млн т, необходимо создать еще шесть ледоколов. Сегодня на площадке правительства РФ обсуждается, какого типа они должны быть - либо атомные, либо двухтопливные", - отметил министр.
В настоящий момент в состав флота РФ входят шесть ледоколов: "Севморпуть", "Вайгач", "Таймыр", "Ямал", "50 лет Победы", головной ледокол - "Арктика", в стадии строительства - еще четыре, в том числе головной ледокол проекта "Лидер", который получит название "Россия".
Грузовой флот высокого арктического класса для вывоза экспортных грузов сегодня насчитывает 45 судов, на отечественных верфях строится еще 32 судна, которые обеспечат грузопоток к 2024 году, для грузопотока к 2030 г. необходимо расширить еще на 55 судов. Портовая инфраструктура должна увеличиться более чем в 2,5 раза. Также важно реализовать проект Северный широтный ход для "сшивки" морских и сухопутных транспортных коридоров.
Северный морской путь - главная морская коммуникация в российской Арктике. Проходит вдоль северных берегов России по морям Северного Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и Берингово). СМП соединяет европейские и дальневосточные порты РФ, а также устья судоходных сибирских рек в единую транспортную систему. Длина пути составляет 5 600 км от пролива Карские Ворота до Бухты Провидения.