В Екатеринбурге одна из самых обсуждаемых тем последних дней - внедрение новой транспортной схемы и отмена множества трамвайных, троллейбусных и автобусных маршрутов. Общественным транспортом пользуется большая часть населения города и пригорода, у людей непонимание: зачем и кому вообще это нужно? Администрация объясняет: модернизация улучшит качество работы общественного транспорта, время ожидания на остановках сократится, не будет переполненных автобусов и дорога из пункта А в пункт В станет комфортнее. Но пассажиры возмущены, ведь маршруты сократятся, увеличится количество пересадок, а, значит, и расходы на проезд. Опасаются и частные перевозчики, ведь реформация транспортной сети их тоже касается. Зачем это нужно, чего нельзя допустить и о чем еще стоит подумать, рассказал Накануне.RU депутат Екатеринбургской городской думы Александр Косинцев.
Вопрос: Для чего нужна новая маршрутная сеть? Почему бы просто не добавить в уже имеющиеся маршруты дополнительный транспорт, это не только сократит время ожидания на остановках, но и добавит новые рабочие места.
Александр Косинцев: Главная проблема транспортных сетей Екатеринбурга сейчас – это излишняя конкуренция разных видов транспорта в рамках одного маршрута. Например, Проспект космонавтов: метро, которое вмещает огромное количество пассажиров, несколько номеров трамваев, троллейбусов, автобусов и маршруток. Это неправильно спланированная транспортная сеть, которую необходимо оптимизировать. Нужно не количество вагонов увеличивать, а частоту движения. Как это сделать? Дублирующие маршруты ликвидировать и добавить освободившийся транспорт к одному окончательному маршруту. Это гипотетически так, но нужно учитывать пробки. А это вопросы уже другого порядка, которые требуют принятия дополнительных мер для развития дорожной сети: регулировка, дополнительные полосы для общественного транспорта и так далее.
Вопрос: Почему сокращение и введение новых маршрутов принимается так решительно резко и одновременно? В Москве, например, введение новых транспортных сетей происходит постепенно, по одному маршруту, отслеживается реакция пассажиров, рассчитывается, сработала ли оптимизация. Не приведет ли эта решительность к непоправимым ошибкам?
Александр Косинцев: Да, конечно, мгновенный переход создает массу проблем для жителей. Возникает проблема даже в осознании нового маршрута, нужно время, чтобы привыкнуть, как и где совершать пересадку – раньше человек ехал на работу по одному длинному маршруту, а теперь потребуется совершить переход на другой транспорт, это вызовет свою волну недовольств, а это неправильно. Поэтапная реформа – это здравый подход.
Вопрос: Многие жители уже недовольны сокращением маршрутов, и тем фактом, что ездить теперь придется с пересадками, есть мнение, что это сделано для получения прибыли, а не оптимизации общественного транспорта, особенно в связи с недавним повышением цен на проезд. Так ли это?
Александр Косинцев: Да, это резонное замечание, администрация предлагает ввести почасовой тариф. Временной трафик, что-то вроде проездного, но оплачивается не одна поездка, а время в пути, приблизительное время, необходимое, чтобы добраться из одного пункта в другой, будет рассчитано заранее. Условно, если человеку нужно добраться с Вторчермета до района УПИ, ему потребуется час, он покупает один билет, которым он сможет пользоваться в любом виде транспорта в течение часа.
Однако есть такой фактор, как пробки, который невозможно заранее рассчитать, и мы возвращаемся снова к вопросам организации дорожной сети, о которых еще нужно думать.
Вопрос: Частные перевозчики считают, что новая транспортная система не так идеальна, как на бумаге. По их мнению, решение о сокращении маршрутов может привести к коллапсу на дорогах. И где будут работать люди с удаленных маршрутов - водители и кондукторы?
Александр Косинцев: Перейдут на другие маршруты. Конечно, может возникнуть такой человеческий фактор, когда водителя, который много лет проработал в центре, переведут на отдаленную часть города, потребуется время, чтобы перестроиться, привыкнуть, но это не страшно.
А что касается частных перевозчиков, конечно, они переживают, и в первую очередь за свои финансовые потоки. Ведь в центре останется только муниципальный транспорт: большие автобусы в связи со значительным пассажиропотоком, а средние и малые автобусы рассредоточат на периферии. Но тут либо потакать им, за счет увеличения стоимости услуг, либо просто заменить их на другие частные компании.
Вопрос: Может ли так произойти, что изменения транспортных сетей летом 2017 все-таки не случится и почему?
Александр Косинцев: Может, если не удастся доказать жителям, что это действительно приведет к улучшению транспортных услуг. Либо реформация произойдет локально, с отдельными частями маршрутов и видов транспорта. Почему эта тема так возбудила общественность? Потому что касается практически каждого, недовольство – это понятно, ко всему новому и к изменениям всегда такая реакция.
Нужно общаться с людьми, прислушиваться к ним. Или объяснять на примере одного маршрута, тестового, чтобы пассажир попробовал, проехал, понял, что стало действительно лучше и удобнее, остался доволен и благодарен.
Екатерина Третьякова